А. Греков: «Хорошего учителя найти сейчас очень сложно»

afiny09

golosua1 
 
Ирина Носальская,
Golos.ua, 30.08.2013

 

Все родители стремятся, чтобы их любимое чадо получило как можно лучшее школьное образование – ведь от этого во многом зависит дальнейшая жизнь и судьба человека. Кому-то «по карману» лишь обычная государственная средняя школа, кому-то – дорогой лицей или гимназия. О том, чему ребенок должен научиться в школе, каким обязан быть учитель, чтобы иметь силы создать должную среду для развития и обучения школьников и почему в украинских школах так распространена коррупция, корреспонденту ГолосUA рассказал вице-президент Тьюторской ассоциации Украины Алексей Греков.

— Алексей, если учитель ведет себя непорядочно, вымогает деньги или подарки с родителей, как им себя вести?

Если человек смог поставить между ребенком и его будущим «заслон» в виде некоей суммы денег или каких-то услуг, которые ему надо обязательно оказать – он глубоко непорядочен. С ним нельзя ни о чем договориться. Самый простой выход – заплатить ему, чтобы избавиться от этой ситуации. Но если вы начнете пытаться найти законные способы управы на него, скорее всего, будет только хуже. Разве что, кто-то ему «сверху» «даст по голове», руководство скажет: «Этому – поставь оценку».

Мое мнение – из этой ситуации нужно просто уходить. То есть – либо играть по этим правилам, либо не играть вообще. Ведь в подходе «я же учу, и я оцениваю», «этот мне нравится, а этот не нравится», «этому я поставлю, а этому не поставлю» — уже заложена глубоко коррупционная составляющая. И это — при том, что самих педагогов держат на «коротком финансовом поводке», и у них возникает слишком много соблазнов, чтобы использовать свои возможности, какими бы они ни были, чтобы улучшить финансовое положение.

По сути, сама система провоцирует эти конфликты и скандалы. Ведь зарплата любого педагога не зависит от его человеческих и профессиональных качеств. Важно, чтобы ты вовремя повысил, пусть даже формально, свой профессиональный статус.

— То есть, отчетность важнее результата?

Да. Ведь бывают учителя, от которых дети готовы брать все. При этом они могут быть молодыми специалистами, получающими очень низкую зарплату. А бывает – учителя просто терпеть все не могут, но при этом он получает высокую зарплату, и дети от такого педагога начинают дистанцироваться. У детей срабатывает «рефлекс»: если этот неприятный мне человек хорошо знает математику, я изо всех сил буду ее «не знать», потому что не хочу быть похожим на него. Здесь очень важен личностный фактор.

Поэтому, если есть возможность выбирать учителей, надо идти в те учебные заведения, которые отвечают ожиданиям. Или – переходить на домашнее обучение, когда ты сам можешь обеспечить ребенку более-менее комфортную среду.

— Вы советуете искать хорошего учителя, и человека, и профессионала, а не школу?

Хорошего человека – даже важнее. Хороший человек сможет «зажечь» ребенка, а после этого даже не нужен учитель, достаточно, чтобы ребенка просто кто-то поддерживал.

И, вообще, хороший учитель – это довольно сложное понятие, прежде всего он обязан по-настоящему любить детей. Не себя стараться преподнести или продать, а работать на ребенка, на его рост. Он должен видеть возможности ученика, а для этого быть хорошим психологом, либо стихийным, либо профессионалом – понимающим, что один ребенок – кинестетик, другой — визуал, третий – аудиал. И с каждым надо работать по-разному.

Сейчас очень много детей, являющихся переученными левшами, их называют «амбидекстры». Ведь даже области, отвечающие за обработку разных форматов информации, у разных людей располагаются в различных зонах мозга. Такие дети способны подчас на самые неожиданные открытия, виды работы. Если не понимать этого, не уметь с ними определенным образом работать, можно только вред принести.

— Так, чего же больше в «традиционном» образовании – пользы или вреда?

Самый большой вред такого образования – то, что мы отвечаем детям на вопросы, которые они не задают. И чем лучше мы им это рассказываем, тем большую «заглушку» на познавательные способности мы ставим.

У нас в учебном заведении, где я работаю, в системе обучения есть так называемый «формат погружения». Когда мы попросили детей об «обратной связи» по поводу этого формата, дети ответили: «Вы учителя, вы – умные. Ставьте перед нами задачи, которые будет интересно решать». И это – задача умного учителя. А, поскольку интересы у всех детей разные, то и задачи должны быть разные. Но если ребенок «загорается» — он все сделает сам. Ему нужен только поддерживающий человек, коуч, а не наставник, который линейкой по рукам бьет.

— Много ли случайных людей среди учителей?

Еще в 30-е годы появилась пословица: «Ума нет – иди в пед». На самом деле ситуация катастрофична. В этой системе происходит постоянный «двойной отрицательный отбор». То есть – те, кто в свое время оказался негоден к каким-то другим форматам образования, стали обучать новые поколения студентов. Соответственно, уровень обучения все время падает.

Сейчас многие студенты даже не проходят более-менее «вменяемой» педагогической практики, вообще – очень мало знают. Когда мы подбираем себе сотрудников, смотрим на человека, в его глаза, а не на то, что он закончил. Потому что прекрасно понимаем: если это молодой человек – его еще учить и учить. Учитель должен быть способен к обучению, у него должны гореть глаза. Это важно. Если этого нет – все остальное не имеет смысла.

Украинская версия статьи здесь.