Перестройка школы «сверху»
Традиционная школа — система, в которой даже индивидуальный подход плохо работает, а индивидуализация вообще кажется чужеродным элементом. Как «встроить» тьюторство в систему, для него не приспособленную? Здесь два пути. Первый — «путь зерна», проращивание индивидуализации через асфальт запретов и предписаний. Второй — перестройка школы «сверху», создание ЛОС — локальной образовательной системы (термин В.А.Никитина), внешне выглядящей как обычная школа, а вот внутри… Что же должно быть внутри школы «индивидуализированного обучения»? Как расчистить пространство и время для тьюторства?
Ответ до тривиальности прост. Для того чтобы тьюторство стало сутью школы, а не сшитой на скорую руку обновкой, изменить нужно все: и систему управления, и систему оценивания, и формы, и методы обучения, и даже замахнуться на святая святых — на куррикулум — содержание образования. К счастью, нынче само государство не знает, какой куррикулум нужен ему, а ЕГЭ живет вообще по своим законам, так что вдохнем полной грудью — и за работу.
«Четыре столпа» индивидуализации
Четырем стратегическим направлениям перемен соответствуют четыре принципа, которые должно принять учебное заведение, чтобы тьюторству было где развернуться. Мы называем их «четыре столпа» индивидуализации.
Во-первых, это автономность и отказ от иерархий в пользу плоских «сетевых» структур. Против этого сложно возразить. Действительно, если ИОП разворачивается из взаимодействия пары «тьютор — тьюторант», кто третий вправе устанавливать им цели и требовать достижения «запланированных показателей»?
Во-вторых, это продуктивность, нацеленность на результат, взамен традиционной нацеленности на процесс. С этим можно подискутировать. Легко представить себе общение тьютора и тьюторанта как свободное плавание в море потенциальных возможностей. Только в жизни свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, а значит — все мы плаваем в море социальных возможностей! Продукт — это то, что востребовано другими людьми, и желание быть востребованным — сильнейший социальный стимул изменяться и развиваться.
Третий «столп» — коллективизм — в противовес индивидуализму. Это уж вовсе кажется ересью — ведь мы же говорим об индивидуализации образования! Тем не менее, мы полагаем, что индивидуализм и авторитаризм — две стороны одной и той же «эгоистической» медали. Между тем сейчас успеха добиваются не талантливые одиночки, но команды «звезд», каждая из которых способна поставить свой уникальный талант на службу общему делу.
И, наконец, виртуальность — слово, которому столько же лет, сколько и слову «тьютор». «Виртуальность» придумал Фома Аквинский в XIII веке, и означает оно потенциальную возможность, в отличие от существующей данности. Что это значит для нас? Это значит, что мы сосредотачиваемся не на том, что у тьюторанта уже есть, а на том, чего у него еще нет, не на том, кем он является, а на том, кем и каким он может стать. Ну и, конечно, мы не упускаем из виду другой аспект виртуальности: виртуальные учебные группы, возникающие и распадающиеся, — вместо незыблемых и неделимых классов, виртуальное время занятий — вместо уроков по расписанию, виртуальное место занятий — вместо парты и мрачных стен.
Как это работает на практике?
Существуют ли в мире организации, выстроенные на этих принципах, стоящие на этих четырех столпах? К счастью, да, причем в области, на первый взгляд далекой от образования — в бизнесе. Тем не менее, бизнес сейчас уже куда более «учебно-ориентирован», чем образование — бизнес-ориентировано. Последний писк моды — «живая организация», или организация-которая-учится!
Может ли школа стать такой организацией — школой-которая-учится?
Мы уверены — может. Мы представляем нашу школу как большое своеобразное «креативное агентство», где нет учащихся и учителей, а все — сотрудники, постоянно образующие виртуальные рабочие группы для решения постоянно возникающих «рабочих» (а не «учебных»!) задач.
Кто ставит эти задачи? Чаще — «внешние заказчики» — организаторы конкурсов, представители СМИ, благотворительные организации, другие школы, родители наших детей, в конце концов! Но нередко заказы поступают, так сказать, «изнутри» — от руководства школой, от младших школьников, от учителей, которым нужна помощь, — скажем, предложение ученику поработать тьютором для одноклассника.
Где же взять время и силы на эту пускай продуктивную, но энергозатратную деятельность? Ведь есть же программы, планы, экзамены, — есть или нет?
Есть, есть, конечно, но — учеба идет в интенсивном режиме. Ведь если для выполнения проекта тебе нужны комплексные знания по физике, не глупость ли это — изучать ее пять лет по часу в неделю? Значит, делаем базовый курс, где все главное, что есть в физике, изучаем всего за семестр — при шести уроках в неделю! А потом — каждый семестр этот курс пересдаем, чтобы не позабыть. А забылась какая-то тема — не беда, можем заново изучить — в очной или заочной форме. Зато появляется время и пространство для себя, для исканий, для роста в среде, где тебя ценят за твой талант, где все рады, что ты развиваешь его и лелеешь, где у тебя есть возможность проявлять его и совершенствовать, само-двигаться и само-стоять!
Ибо в тот момент, когда ты берешь на себя ответственность за само-развитие и само-стоятельность, исполняется миссия тьютора, учеба заканчивается и начинается жизнь.