В ближайшем будущем независимое оценивание по отдельным предметам пополнится еще одним экзаменом — тестом общей учебной компетентности. Он уже проходит серьезную апробацию на студентах-первокурсниках.
Сам тест (вернее, его демонстрационный вариант) можно скачать с нашего сайта.
В он-лайн режиме его можно пройти здесь (он находится в конце списка и обозначен как «Тест загальної навчальної компетентності (апробація) NEW»).
Другой вариант он-лайн Теста общей учебной компетентности можно пройти здесь, но для этого необходимо сперва зарегистрироваться на сайте (впрочем, абсолютно бесплатно и быстро). Зарегистрировавшись, Вы сможете начать тестирование с этой странички.
Конечно, тест будет дорабатываться, но уже сейчас можно сказать, что он:
- носит междисциплинарный характер;
- не проверяет «знания» и «навыки» работы по заданным алгоритмам;
- исследует способность ребенка мыслить логично в условиях ограниченного времени на принятие решений;
- требует развитого навыка сопоставления разнородной (текстовой, числовой и графической) информации.
Более подробно об этом можно прочитать в Концепции теста, а те, кому лень штудировать 30 страниц документа, могут скачать полезную презентацию.
По утверждению специалистов, причастных к разработке теста, он является аналогом американского SAT и опирается на те же принципы, что заложены и в международных тестах PISA и TIMMS:
Обсуждению качеств, которые должны быть воспитаны у детей, для того, чтобы они могли успешно сдать подобные тесты, посвящены следующие полезные статьи: первая и вторая. (Если страничка будет отображаться неправильно, переключитесь на кодировку Юникод UTF-8.)
Если же говорить вкратце, то, согласно заметке о специфике теста PISA:
- работа с большим массивом заданий требует способности выбора стратегии собственных действий;
- работа с заданиями из разных предметных областей предполагает способность отнести задание к определенной предметной области и затем применить сформированные способы действий;
- выбор ответа в заданиях закрытого типа предполагает наличие опыта приблизительной оценки результата и сопоставления его со списком ответов.
Введение теста общей учебной компетентности нанесет сокрушительный удар по отечественной системе репетиторства, поскольку все вышеперечисленные качества не могут быть развиты в последние полгода перед сдачей теста, а требуют систематической работы совсем другого типа, чем та, что принята в украинских школах.