Агенты Будущего

Для того, чтобы все изменилось, не обязательно выходить на улицы и площади. Тихая и бескровная революция совершается каждый день — по мере того, как мы удаляем непрошенных посредников между нами и нашими детьми, между нами и нашей страной, между нами — и нашим Будущим.

Вот уже 18 лет Оксана — моя жена, союзница и сотрудница, а по совместительству — директор школы, — задает родителям первоклассников один и тот же вопрос:

Каким Вы хотите видеть Вашего ребенка через 11 лет?

Именно так — не кем, а каким?

И неизменно в течение 18 лет родители надолго задумываются, а потом неуверенно начинают перечислять: «Здоровым. Добрым. Успешным. Свободным. Счастливым»… И никто не говорит: «Способным решить систему квадратных уравнений» или «Сдавшим ЗНО на высший балл». Оно и понятно. К чему знание любого набора фактов и умение правильно заполнять листочки тестов, если при этом ребенок будет несчастным, озлобленным и больным?

18 лет назад мы создали школу для своих собственных детей. Мы ничего не знали о том, как функционируют школы, потому что никак не были связаны с системой образования. У нас не было стартового капитала, потому что нашу скудную аспирантскую зарплату постоянно сжирала инфляция начала 90-х. У нас не было управленческих навыков, потому что в советском вузе из нас готовили специалистов-технарей, а не организаторов социалистического производства.

Однако все эти препятствия только нас раззадорили. Мы научились считать каждую копейку, каждый карандаш и каждый квадратный метр. Мы научились читать законы и анализировать учебные программы. Мы, похоже, даже сумели стать неплохими образовательными менеджерами, раз школа живет и развивается. Но все вышло так потому, что у нас росла дочь, а вместе с ней вырастали ее друзья-соученики, и нам было стыдно сдаться, уйти, впасть в депрессию, как бы ни было тяжело.

Рядом с детьми время течет по-другому. Наверное, дети генерируют вокруг себя какую-то другую реальность, в которой нет места унынию, в которой брызжет искрами веселье и особая творческая энергия. Рядом с детьми веришь: еще все впереди и будущее будет прекрасно! А потому мы считали совершенно естественным идти в обучении «от детей», а не от отвлеченных педагогических теорий (у нас их и не было), и сотворять такую школу, в которой самому захотелось бы учиться, если бы появилась такая возможность — вернуться туда, в свое детство.

В начале 90-х модным было говорить о разностороннем развитии детей. Очень скоро мы поняли, что лозунги лозунгами, но о каких сторонах мы говорим и как их можно развивать? Вот тогда Оксана и стала задавать родителям вынесенный в заголовок вопрос, а после того, как мы разложили ответы по разным полочкам, у нас получилась модель, которую мы назвали

Как стать звездой

На этот несерьезный вопрос есть столь же иронический ответ: надо встать, широко расставив ноги, раскинуть в стороны руки, запрокинуть голову и замереть в звездообразной позе.

Нам показалось забавным представить все качества человека, которые ему нужны, чтобы считаться разносторонне развитой личностью, в виде маленького человечка-звезды, с ножками, ручками, головой и туловищем, так, как показано на рисунке.

Поскольку маленький человечек должен крепко стоять на своих ногах, ему с раннего детства нужно научиться управлять собой на физиологическом и эмоциональном уровне. Сейчас не в чести спартанское воспитание, но, право, наше желание поберечь ребенка и «подстелить ему соломки» зачастую куда вреднее для его души и тела, чем жестокие испытания, которым подвергали своих детей суровые лаконские воины.

Впрочем, и сегодня есть средства научить ребенка пользоваться своим телом и своими эмоциями, как подручным инструментом, не прибегая к архаическим методам вроде публичной порки у алтаря Артемиды. Пешие походы с рюкзаком, жизнь в палаточном лагере, занятия любительским спортом, утренняя гимнастика, рыбалка, участие в театральном кружке и обучение игре на любом из музыкальных инструментов, — вот далеко не полный перечень занятий, позволяющий воспитать у ребенка требуемые качества: упорство, неприхотливость в быту, способность управлять своими эмоциями, знание и понимание своего тела и умение настраиваться на достижение результата.

Почему это важно? — Здоровье, физическое и эмоциональное, — это фундамент, на котором выстраиваются такие трудноопределимые понятия, как успех или счастье. Конечно, сейчас мало кого можно назвать стопроцентно здоровым, но, тем более, в этом случае очень важно понять, что за наследство нам досталось и как нам жить со своими достоинствами и недостатками, чтоб, по словам Стива Джобса, в конце концов, —

Сделать вмятину на Вселенной

Итак, «ножки» — это то, с чего следует начинать, но не забывая при этом о «ручках», которыми наш человечек ощупывает и перестраивает окружающий мир. Это две весьма сходные составляющие — технологическая и социальная.

Развивая первую, мы учим детей не только владеть инструментами — ножницами, молотком или кистью художника, — но и понимать смысл причинно-следственной связи: есть этапы работы, которые нужно пройти в определенной последовательности, и пропуск любого из них не позволит достичь желаемого результата.

Развитие второй, социальной составляющей позволяет ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми, которые, в отличие от неодушевленных объектов, имеют свои цели, желания и потребности. Это обучение — не то же самое, что модное ныне воспитание лидерских качеств. Это, скорее, опыт двусторонней коммуникации и со-трудничества, умение понять, что каждый человек ценен именно своей непохожестью на тебя.

Наконец, интеллектуальная составляющая, — хотя и находится вверху, образуя голову нашего человечка, в действительности она не более важна, чем предыдущие четыре. Еще раз хочу подчеркнуть: мы говорим не о том, чтобы набить мозг ребенка ватой так называемых «знаний», а о том, чтобы научить его использовать разум как инструмент, с помощью которого он способен не только понять, но и приспособить под себя окружающий мир. А это значит, он должен научиться оценивать сильные и слабые стороны разных идей и подходов, должен научиться ставить себя на место оппонента и находить резоны в его аргументации, должен научиться находить компромиссные решения там, где это уместно, и корректно отстаивать свою точку зрения, когда компромисс невозможен.

Говоря «должен научиться», я понимаю это не как долг ученика перед учителями, родителями или государством, но как процесс постепенного осознания ребенком своей ответственности перед собой будущим, как непременный этап на пути к осмысленному целеполаганию.

Но этих пяти составляющих недостаточно. Наш человечек не будет совершенен, если он окажется лишен шестой — нравственной составляющей, расположенной

Там, где у нас находится сердце

Когда мы задали вопрос Игорю Алексеевичу Трухину, нашему другу и консультанту, много лет занимающемуся проблемами становления личности: — Как воспитать нравственного человека? — он только замахал руками и сказал: «Коллеги, это затея глупая и пустая. Принуждением нравственность воспитать нельзя. Ни уроки морали, ни мораль на уроках, ни чтение самых замечательных книг бесполезны. Но вы можете создать условия, которые позволят некоторым детям становиться нравственнее. А для этого достаточно, чтобы в основе вашей образовательной системы лежали два главных принципа: честность и милосердие. Честность и милосердие — своего рода ДНК нравственности, но, естественно, они не должны проповедоваться на словах, а обязаны проявляться в делах, причем успех или неуспех вашей модели будет определяться тем, насколько честны и милосердны будут взрослые».

Спасибо, Игорь Алексеевич: Вы указали нам путь, которым хочется следовать. И мы следуем — это совсем не сложно, и даже «легко и приятно», как говорил Иешуа у Булгакова. Старшие дети проводят конкурсы и занятия для младших, младшие — собирают корм для бездомных собак, школа в целом — шефствует над «Школой-Жизнью», где учатся дети с диагнозом аутизм. Милосердие — это не милостыня, а состояние души, когда тебе приятнее отдавать, чем получать, причем отдавать, ничего не желая и ничего не прося взамен. Это, действительно, совсем не сложно, надо только попробовать — раз и еще раз, — а потом не замечаешь, как входишь во вкус.

И, конечно же, честность. Тут привыкнуть сложней. И говорить, и прощать, когда кто-нибудь признается не то, что в ошибке, но в тяжелом проступке. Но правда — мощный очиститель всех внутренних отношений в любом коллективе. Человек, признавшийся в собственной глупости, небезнадежен. И когда ученики и учителя начинают понимать, что признаваемые ошибки не наказываются, у них словно гора спадает с плеч. Дети не боятся сказать: «Мне сегодня не очень понравилось наше занятие. Вы увлеклись лекцией, и мы чуть не заснули», а учитель, смеясь, отвечает: «Хорошо, в следующий раз останавливайте меня, когда я чересчур увлекусь».

Нам очень хочется, чтобы именно такая ненаказующая модель отношений сложилась между государством и гражданами, между исполнителями и руководителями, между представителями разных партий и разных народов.

Но для того, чтобы все изменилось, не обязательно выходить на улицы и площади. Тихая и бескровная революция совершается каждый день — по мере того, как мы удаляем непрошенных посредников между нами и нашими детьми, между нами и нашей страной, между нами — и нашим Будущим.

Но об этом мы продолжим разговор в нашей следующей статье.

Опубликовано на информационно-аналитическом портале Контракты.UA 17.04.2012