«Дело», 24 февраля 2012
Алексей Греков, директор по стратегическому развитию частной школы «Афины», считает существующую систему среднего образования неэффективной. Для улучшения качества преподавания нужно переходить на платное образование.
Образование в Украине дискредитировало себя окончательно. На сегодня количество высших учебных заведений по сравнению с 1990-м годом увеличилось в 2,5 раза. В течение последних 5 лет количество поступающих в вузы постоянно на 5-7% превышает число выпускников школ. Любой человек, окончивший школу, может получить высшее образование, не задумываясь, нужно ему это или нет. Поэтому после окончания вуза лишь 20% людей первые несколько лет работают по специальности, а уже через 5 лет таких людей становится менее 10%.
Само понятие «профессия» отмирает вместе с эпохой индустриализации. Для большинства высшее образование сейчас — это напрасная трата средств и времени на то, что не понадобится в будущем. Вся громоздкая система образования просто неэффективна.
На смену профессиям приходят экспертные роли: можно работать специалистом в фирме, в то же время зарабатывая фрилансингом в иной сфере и при этом пользуясь успехом в качестве популярного блоггера. Отсюда большая востребованность учебных центров и курсов, быстро и эффективно обучающих определенным знаниям и навыкам, если у человека возникает в них потребность.
Нужно проводить серьезную реформу образования, начиная со средней школы. Следует вернуть ответственность за образование родителям и их детям. Государство должно отказаться от своего обещания обеспечивать полное среднее образование, потому что не имеет возможности сделать это качественно. Оно может гарантировать необходимый минимум — начальную школу, но не 4-летнюю, как у нас, а, как и во всем мире, 6-7-летнюю. В целом начальное образование государство обеспечивает более-менее хорошо. Есть испытанные методики и программы. Однако дальнейшая учеба в школе должна быть общим решением родителей и детей.
Бесплатное образование — это фикция. Мы платим за школу дважды — когда выплачиваем налоги и когда сдаем деньги на школьные нужды. Но мы не можем требовать качественного образования, потому что, согласно закону, оно как бы бесплатное. Деньги, которые государство собирает на образование, должны быть возвращены родителям, а уж они сами решат, где, как и чему учить своего ребенка. Для детей, которые не захотят или не смогут учиться дальше в школе, надо разработать государственную программу профессионального обучения и трудоустройства.
Подростки могут создавать веб-сайты или выполнять любую другую работу в Сети, а могут пойти на производство или в сферу услуг. Законодательство следует изменить так, чтобы дети с 12 лет были полноправными гражданами, которые имеют возможность зарабатывать на жизнь, получая не урезанную, а полноценную зарплату. В сталинском СССР человек после 7-го класса шел в ПТУ, на завод, поступал в подмастерья, и это считалось естественным. Он делал это сознательно и нес за свою жизнь моральную и экономическую ответственность. Учеба в 8-10 классах была платной, и только 5% школьных выпускников поступали в вузы.
Переход на болонскую систему, введение внешнего независимого оценивания — это не реформы, а предсмертные конвульсии, которые уже никак не помогут больному.
Если государство хочет сделать что-то хорошее для образования, оно должно отпустить его на свободу. Например, в Голландии и Дании родители имеют право организовывать собственные школы. Эти школы могут быть как полностью частными, так и финансируемыми государством. Родители нанимают учителей, которые им нравятся, а некоторые могут сами преподавать, потому что кто, как не они, более всего заинтересованы в развитии собственных детей?
Украина выделяет на образование 6% ВВП — больше, чем другие страны Европы и США, но непосредственно к ученикам доходит менее трети этих средств.
Оригинал статьи смотрите здесь.