Деловой общественно-политический еженедельник «Комментарии»,
№ 4 (432) от 13.02.2015
О специфике и проблемах сегодняшнего школьного образования «k:» поговорили с директором по стратегическому развитию киевской школы «Афины» Алексеем Грековым.
— Каковы особенности школьного образования в нынешний постиндустриальный информационный период?
Сегодняшний кризис образования характерен не только для нашей страны, это кризис всеобщий. Утверждаю это, исходя из опыта общения с коллегами из Ассоциации независимых школ Европы. Все они называют три проблемы, которые сегодня есть в образовании. Первая проблема – дефицит денег, которые выделяются на образование. Вторая проблема – забюрократизированность образования, чрезмерное обилие бумажек. Третья проблема – дети не хотят учиться. При этом зарубежные коллеги убеждены, что если где и могут произойти изменения, то только в Украине: наша система настолько изъедена коррупцией и бюрократизмом, что цепляться за нее бессмысленно. Мы можем создать новое образование и показать другим странам путь, которым можно двигаться.
К сожалению, у нас этого не осознают многие люди, прежде всего – родители, которые как раз и могут быть реальными драйверами перемен. Проблема в том, что мы находимся на стыке двух кондратьевских циклов (циклы подъемов и спадов современной мировой экономики с периодом 40-50 лет – «k:»). Предыдущий цикл, ознаменовавшийся мировым энергетическим кризисом, к концу 1970-х годов породил иной тип экономики. На базе развившихся к этому времени кибернетики и электроники началась автоматизация производственных процессов, широкое внедрение промышленных роботов. В результате огромные массы неквалифицированных рабочих были вышвырнуты на улицу. Их приняла в себя сфера обслуживания, которая именно с этого момента начала разрастаться и дифференцироваться. С этого момента появилось понятие «социально ответственный бизнес». С этого момента традиционные для индустриального общества гигантские иерархические организации стали уступать место маленьким «плоским» структурам. Изменились сами производственные отношения. Если иерархии требуют «мужских» качеств — умения конкурировать, доминировать и подчиняться, то плоские организации требуют качеств, традиционно считающихся «женскими», — эмпатии, умения сотрудничать и договариваться. Эти поведенческие паттерны переняли даже занятые в сфере обслуживания мужчины.
Но сейчас мы находимся в ситуации, когда заканчивается предыдущий цикл и начинается новый. Произойдет роботизация сферы обслуживания. Большая часть неквалифицированных работников вновь будут выкинуты на улицу. Куда денутся эти люди? Их может принять только сеть – я имею в виду сетевое взаимодействие в разных его формах. То, что мы видели в Украине год назад, — это победа сетевых структур над иерархией. Людей уже сейчас нужно готовить к работе в сетевых структурах. И когда мы не готовим детей к жизни в сетевом обществе, мы заранее обрекаем их на проигрыш своим сверстникам из Сингапура и Финляндии, Америки и Юго-Восточной Азии.
Когда говорят о том, что основной акцент сместится в сторону креативности, следует понимать, что сама по себе креативность не даст эффекта – нужен адекватный образ мира. И тут мы приходим к важной задаче, о которой, к сожалению, мало говорят: образование должно ставить образ мира.
Сегодняшнее образование ставит образ мира конца XIX века. Линейная история, линнеевская биология. Откуда в программах по математике тригонометрия? Сто лет назад она была необходима для подготовки артиллеристов, штурманов, инженеров. Но сегодня, в эпоху GPS-навигаторов, Земли Google и 3D-принтеров, всем ли нужны эти знания? Школьная физика или химия — создают ли они системный образ мира, или же он фрагментарен и его части ничем не связаны? Искаженное представление о мире хуже, чем его полное отсутствие.
И, конечно, у детей нужно вырабатывать мягкие навыки. Сделать это в рамках традиционных уроков практически невозможно. Такую возможность должна порождать сама обучающая среда. Например, в нашей школе «Афины» все — и взрослые, и дети, — являются сотрудниками школы и делают одно общее дело — помогают друг другу реализовывать свои таланты. Это порождает иной тип отношений в коллективе, иные требования к каждому из нас, иные критерии успешности: я ставлю перед собой цель, у меня есть инструменты для ее достижения, я достигаю этой цели, и все вокруг чувствуют ценность этого моего достижения.
Поэтому мы видим две задачи для образования: создавать правильный образ мира, адекватный сегодняшнему и завтрашнему дню, и «отращивать» у учеников инструменты, которые помогут им стать успешными.
— Пожалуйста, о мягких навыках и их развитии подробнее.
Мы хотим научить наших младших сотрудников (учеников) тому, чтобы они, когда выйдут из школы, умели организовывать мир вокруг себя, создавать плоские структуры в той модели отношений, которые они вынесли из школы. Для этого у них должны появиться разные «крючочки», которыми они будут сцепляться с другими людьми в рамках плоских структур. Поэтому, прежде всего, когда мы говорим о мягких навыках, всплывает вопрос коммуникации. Но коммуникация это не просто навык говорения или слушания, это еще и навык отбора – с кем тебе говорить и кого тебе слушать. Это навык установления связи или же отказа от общения, которое может оказаться непродуктивным. Это очень важный навык, которому надо учить. Очень многие люди у нас, к сожалению, этого делать не умеют. Но есть множество мягких навыков неочевидных. Например, когда мы говорим о работе в команде, — команда предполагает наличие общей цели, а значит – наличие у человека навыка целеполагания, способности принимать чужие цели, брать на себя определенную роль. Такой навык не может быть поставлен в рамках системы «повтори, что я тебе сказал». Задачи красиво написать или посчитать ставились в конце XIX века, когда не было ксерокса и калькулятора.
Одним из важнейших мягких навыков, необходимых для работы в коллективе, является умение владеть собой. Умение в самых сложных ситуациях сохранять самообладание, сдерживать свои эмоции. Очень важен навык умения управлять собой на физическом и даже физиологическом уровне. Если мы не умеем заботиться о своем здоровье, мы легко можем стать обузой для команды.
Еще один важнейший навык – это умение строить ментальные модели, то есть, работать в формате «а давайте представим, что…» Наши люди в большинстве своем таким навыком не владеют, что им часто не позволяет увидеть поле возможностей.
Все эти мягкие навыки не могут появиться у детей по щелчку пальцев. Ребенок растет, и по мере роста у него появляются возможности развить определенные способности. Нейрофизиологи установили, что лобные доли мозга, отвечающие за те или иные функции, формируются постепенно, в течение многих лет. А ведь они отвечают за ощущение времени, планирование, с ними связано понимание причинно-следственных связей, чувство ответственности. Порой родители пытаются навязать ребенку свой взгляд на мир, а он не может их понять – просто понимать еще нечем. Ребенок — это не маленький взрослый. Многие проблемы детерминированы особенностями развития нашего мозга. Поэтому лучший учитель — это не рабочий у станка, на котором обтачиваются ученики-заготовки, а заботливый садовник, который каждому растению дает часть своего внимания и любви.
Беседовал СЕМЕН ЗАПОРОЖЕЦ