В воскресенье 20 мая в Украинском доме состоялась конференция TEDxKyiv 2012, которая, по сути, превратилась в «интеллектуальные похороны» традиционной системы образования. Но — «король умер — да здравствует король!» — TEDx показал, что ростки нового образования растут и крепнут.
Талант. Образование. Развитие
История TED восходит к 1984 году, когда американские архитекторы Ричард Вурман и Гарри Маркс решили создать коммуникационную площадку, позволяющую дизайнерам и бизнесменам обмениваться «идеями, достойными распространения». Вурман, имевший опыт организации международных конференций, постарался внести в академический формат элементы шоу и соревновательности, причем докладчики соревновались не столько друг с другом, сколько с быстро летящим временем: ни одно выступление не могло продолжаться долее 18 минут, и это правило сохраняется по сей день.
Первый TED (Technology, Entertainment, Design) был шикарным: Стив Джобс презентовал на нем первый Эппл Макинтош, а компания Sony — первый компакт-диск. Бенуа Мандельброт представил публике практическое приложение открытых им фракталов, а Марвин Мински объявил о создании новой Теории Разума. Все это было настолько свежо, волнующе и вдохновляюще, что организаторы конференции решили проводить ее ежегодно в расширенном формате, не ограничивая себя никакими «узковедомственными» рамками, а собирая и вынося на суд общества все идеи, способные изменить мир.
В последующие годы спикерами TED стали Билл Гейтс, Джеймс Кэмерон, Ричард Брэнсон, Стивен Хокинг, Билл Клинтон, Сергей Брин, Питер Гэбриэл и другие музыканты, политики, ученые, бизнесмены, дизайнеры, изобретатели и просто яркие личности. Не мудрено, что за то, чтобы посетить мероприятие, многие готовы были платить немалые деньги. Так, один билет на TEDGlobal 2012, который состоится через месяц в Эдинбурге, стоит 6000 долларов!
Но, конечно, кроме всемирно известных «звезд» науки, искусства и бизнеса, существует изрядное количество «местных звезд», не менее интересных и ярких. Поэтому, начиная с 2001 года, формат TED стал открытым и сейчас по всему миру проводятся локальные TED с приставкой «x» — TEDx, где «экс» означает «самостоятельно организованное событие». Вот уже 3 года существует TEDxKyiv, несколько меньше лет TEDx’ам Львова, Харькова, Донецка, Винницы, Одессы и Ужгорода. В целом же мировое сообщество насчитывает несколько тысяч инициативных групп, и в этот момент, когда Вы читаете статью, на планете происходит одновременно 4—5 TEDx-событий.
Нетривиальная расшифровка аббревиатуры TED, вынесенная в подзаголовок, принадлежит команде TEDxKyiv, которая 20 мая 2012 года провела исторический форум, посвященный образованию.
Edutainment
Почему «исторический»? — Потому что посвященный образованию! — Такой полуанекдотический ответ, тем не менее, очень верно обрисовывает суть дела. До сих пор система образования оставалась едва ли не единственной «священной коровой», которую не то что трогать не хотелось, но самый разговор о ней вызывал непроизвольную рвотную реакцию.
Действительно, что может быть занимательного в этом унылом сюрреалистическом кошмаре под названием «Украинское образование»? Ну, с топотом, рубя налево и направо, проскачет по «образовательной ниве» очередной министр, с гиканьем промчатся за ним отчаянные студенты. И снова гнетущая тишина, прерываемая глухим ропотом подневольных учителей.
Печальная картина, правда? В особенности, когда весь мир с самозабвением пытается скрестить урок — с проектом, школу — с дистанционным обучением, науку — с развлечением… Недаром появился даже термин — edutainment, составленный из education и entertainment. Все обучающие игры — это edutainment, а также это сериалы вроде «Телепузиков» и передачи типа «Кто хочет стать миллионером?». Но лозунг «Учеба — это удовольствие!» у наших граждан вызывает только горькую усмешку: возможно, где-нибудь, но только не у нас, не в этой части суши.
Как могут дети, перегруженные заучиванием бесполезных и устаревших фактов, быть веселыми и здоровыми? Как могут радостными и благожелательными быть учителя, оказавшиеся между молотом бюрократических «реформ» и наковальней «программных требований»? Как могут быть довольными и спокойными родители, вычисляющие, в какую копеечку влетает им «бесплатное образование», и умоляющие учителей только об одном: «Не искалечьте нашего ребенка!»?
Но уже появились и пользуются бешеной популярностью внешкольные проекты вроде Галереи Занимательных Наук «Магнит» и «Веселой науки», которую ее основатели позиционируют как «лабораторию научных развлечений». Образование ли это? Несомненно. Достаточно ли его, чтобы привить интерес к наукам? Да. Может ли такое образование полностью исключить обучение в школе? Может, если сделает еще один маленький шаг — добавит к развлечению элемент системного обучения. Это может происходить в форме очных или дистанционных курсов, но обязательно должно заканчиваться присвоением ученику какого-нибудь симпатичного звания и выдачей соответствующего сертификата. Если вузы захотят приравнять такие сертификаты к дипломам победителей предметных олимпиад, это сделает для развития нашей науки больше, чем любые перекраивания учебных программ.
Беда в том, что наши вузы точно так же далеки от edutainment, как и наши школы. Зачем развивать у детей интерес к науке, если вузовские преподаватели привьют к ней стойкое отвращение? А из тех, кто «прорвется», — сколько их останется работать в Украине? И вообще — сколько ученых нужно нашей хронически недофинансируемой науке? Риторические вопросы.
Образование 2.0
И, тем не менее, — новое образование есть, и оно живет и крепнет. Я увидел его на TEDxKyiv 2012, и сознание, что не все еще потеряно для Украины, позволяет мне с оптимизмом смотреть в наше сложное и туманное будущее.
Нет, я не подглядел его в выступлениях спикеров, какими бы ни были они воодушевляющими. Все выступавшие, весьма достойные и уважаемые люди — ученые, музыканты, бизнесмены, дизайнеры, врачи — Иван Малкович, Алексей Каптерев, Евгений Пенцак, Мария Башлык, Лилия Млинарич, Павел Шеремета, Валерий Пекар, Ольга Богомолец, — все они перебрасывали мост из прошлого в будущее, но прямо в этот момент, в настоящем, незаметно для всех работала «организация, которая учится» — команда TEDxKyiv.
Молодые люди в черных футболках с бело-красным контурным рисунком, незаметно снующие тут и там, создающие в хаосе перемещений, вспышек фотоаппаратов, спонтанных интервью тонкую структуру ненавязчивого порядка, работающие на сцене, за сценой, в холле и в зале в как единая команда, в которой каждый поставил свое Я, свой индивидуальный талант на службу общему делу, — таким я увидел мой идеал Школы Будущего.
Школа, в которой нет Директора, Завучей, учителей и учеников. В которой каждый одновременно учитель и ученик, а еще — координатор, руководитель и исполнитель, в зависимости от того, в какой проект или в какую его часть ты сейчас включен. Это отсутствие иерархии абсолютно никого не напрягает и не становится контрпродуктивным. Более того, понимаешь, что иерархическая структура превратила бы яркое и волнующее «событие» в зевотное «мероприятие», сделала бы его казенным и жестким, как кирзовый сапог…
Но избавь нас, Боже, от будущего в кирзовых сапогах!